Резкое снижение нефтяных цен и геополитическая нестабильность в мире беспокоят многих аналитиков. Экономисты постоянно заводят разговоры о начале нового мирового финансового кризиса. В такое трудное время нужно особое мужество для создания новой компании, которое Ролло Мэй, американский психолог, назвал «мужеством творить», т.е. способностью действовать в отчаянном состоянии. В нашей статье представлены семь мировых компаний, основанных в кризисные времена. Их отцы-основатели не испугались риска.

  1. Первая известная компания – McDonald’s

Компания McDonald’s, которая до недавнего времени удерживала позицию самой крупной ресторанной сети быстрого питания, когда-то была лишь небольшим кафе. Его открыли в 1940-ом во время II мировой войны братья Дональды – Мак и Дик. Кафе приносило им стабильный доход в $200000 в год. Но вскоре небольшое кафе стало «тонуть» из-за избыточной конкуренции, и братья были вынуждены искать другие бизнес-идеи.

Сначала кафе перевели на самообслуживание – посетителям теперь приходилось самостоятельно искать столик. Также Дональды уменьшили ассортимент до 10 позиций, включающих в себя чизбургеры, гамбургеры, напитки, кофе, чипсы, пирожки и картофель фри. Но важнейшим открытием братьев стала переделка кухни, которую превратили в некое подобие конвейера. Это дало возможность существенно понизить цену на бургеры. Нововведения стали приносить больше прибыли, однако братья не планировали выбираться со своим бизнесом за пределы штата.

Корпорацию McDonald’s Co создал предприниматель Рэй Крок, он-то и придумал продавать франшизы на ресторан. Вначале дело продвигалось медленно, но когда Сэнфорд Агате, журналист, смог заработать на приобретенной франшизе больше, нежели сам Рэй, весь мир уверовал в идею Макдональдс.

  1. Вторая известная компания – Adidas

Создание данной компании доказало, что отчаянное время требует отчаянных решений. «Невозможное возможно» – не зря основатели Adidas взяли такой слоган. После I мировой в Германии царила разруха: ужасающее состояние экономики, страна обязана была выплачивать репарации государствам-победителям, голод и безработица. Чтобы выжить, семья Дасслеров решила открыть в 1920-ом обувную мастерскую. Основной продукцией являлись спальные тапочки, которые шили из списанной военной обмундировки и автопокрышек.

В 1924-ом семья зарегистрировала «Обувную фабрику братьев Дасслер» с дюжиной работников. На следующий год Адольф Дасслер додумался до гениальной идеи – изготовление шипованной спортивной обуви. Ее производство помогло фабрике стать признанным эталоном спортивной обуви в Германии. Но тут началась II мировая, и братья отправились на фронт. Когда война закончилась, фирму пришлось поднимать практически с нуля. В 1948-ом братья рассорились и решили разделить «Дасслер» на две части: Адольф основал фирму Addas (впоследствии – Adidas), а Рудоль занялся знаменитой сегодня компанией Puma. Братья не общались до конца жизни, и жесткая конкуренция между этими двумя фирмами не исчезла и сегодня.

  1. Третья известная компания – Ford

В 1872-ом сын иммигранта из Ирландии упал с лошади, объезжая ферму своего отца в Америке. Этот случай стал ключевым в появлении будущей компании Ford Motor Co, которая стала четвертым в мире автопроизводителем по объему выпуска за все время существования. Наездником был Генри Форд, решивший создать транспорт – более надежный и менее травмоопасный, чем лошадь.

В тот период США страдали от Великой депрессии и последствий Гражданской войны. Форд же искал инвестиции для открытия компании. В 1903-ом со стартовым капиталом в $28000 была основана фирма, впервые использовавшая конвейер. Это позволило понизить стоимость автомобиля. Форд мечтал о машине, стоимость которой не превышала бы годовой зарплаты рабочих, собиравших автомобили на заводе. Так возникла «жестянка Лиззи», ставшая самым известным авто за всю историю из-за ее низкой цены. Генри Форд сумел создать компанию, набравшую популярность в кризисное время.

  1. Четвертая известная компания – Pepsi

У компании PepsiCo было два дня рождения. Напиток придумал Калеб Брэдхем, молодой фармацевт, в 1893-ом. Он основал фирму Pepsi-Cola, сумевшую просуществовать до 1921-го. Но в США рухнул сахарный рынок из-за I мировой, и компания Брэдхема обанкротилась и возродилась лишь спустя 7 лет под руководством другого собственника. Произошло это накануне американской Великой депрессии. Однако компания смогла использовать кризис и даже обогнать основного конкурента – фирму Coca-Cola. PepsiCo стала пользоваться бутылками вдвое больше, нежели у Coca-Cola, но продавала их по той же стоимости в 5 центов. В эпоху повальной бедности двукратная экономия пришлась потребителям очень кстати.

К 1953-ому доля Coca-Cola сильно понизилась, а вот у Pepsi обороты лишь росли. Тогда конкурент решился на выпуск напитка в новых бутылках. Pepsi была вынуждена тоже поменять стратегию. Компания решила сыграть на главной «фишке» Coca-Cola, уже стойко ассоциировавшейся с классикой, и начала акцентировать разницу в поколениях, позиционируя себя как напиток для молодых. Сегодня «поколение Пепси» является особой социальной прослойкой, изучаемой учеными.

  1. Пятая известная компания Procter & Gamble

Уильям Проктер, свечной мастер, и Джеймс Гэмбл, мыловар, объединили усилия для создания небольшого предприятия по изготовлению бытовых товаров в городе Цинциннати (США). Шаг был рискованным: вскоре шаткая ситуация в экономике периода финансовой рецессии установилась на целых 6 лет. Широкая миграция на Запад явилась причиной роста стоимости земли, а затем последовал всплеск инфляции. При президенте Ван Бюрене крах банков и опасения за будущее «бумажной» экономики привели к сильнейшему экономическому спаду с момента зарождения государства. Но компания P&G выжила и получила много выгодных контрактов на поставку товаров для армии Севера в Гражданскую войну.

Именно с компанией P&G связано появление известного словосочетания «мыльная опера». В 1933-ом в американский эфир вышло радиошоу «Ма Перкинс», которое спонсировал стиральный порошок «Оксидол» от компании P&G. Популярность сериала заставила компанию начать спонсировать и иные «мыльные оперы». Слушатели радиопостановок стали преданными покупателями товаров Проктер энд Гэмбл.

Сегодня компания зарабатывает на узнаваемых брендах типа Tide, Oral-B, Pampers, Pantene, Pringles и Duracell.

  1. Шестая известная компания Hewlett-Packard

В 1939-ом, когда бушевала Великая депрессия, студенты Стэнфорда Дэвид Паккард и Билл Хьюлетт создали компанию практически в гараже с начальным капиталом в $538. По началу Дэвид и Билл занимались разнообразной электроникой, например, производили устройства для тестирования звукоаппаратуры. Среди первых их заказчиков была компания Disney.

Начало 1940-ых пришлось на войну. Флот, сильно страдавший от немецких подлодок, нуждался в специальной аппаратуре, связанной с радарами. И здесь Hewlett-Packard выстрелила. Компания не только сумела создать очень полезные приборы военного назначения, но и закрепиться на этом рынке, доказав конкурентное превосходство. К тому моменту в организации работало уже 45 человек, а доходы приблизились к миллиону.

В настоящее время HP – один из крупнейших производителей офисной и серверной техники, а также ноутбуков и компьютеров.

  1. Седьмая известная компания Wikipedia

Крупнейшая на сегодняшний день интернет-энциклопедия появилась в 1999-ом, прямо перед «кризисом доткомов», очень неподходящее время для любой онлайн-фирмы. Джимми Уэйлс вынашивал планы создания бесплатной научной онлайн-энциклопедии, которую могли бы писать ученые. Совместно с главредом Ларри Сэнглером он запустил проект Nupedia. Из-за многочисленных этапов проверки развитие проекта шло крайне медленными темпами: за первый год появилось лишь 12 статей.

В 2000-ом, сразу после падения доткомов, возникло ответвление Nupedia – ресурс Wikipedia, который позволял создавать статьи любому желающему и делать правки автоматически в онлайн-режиме. В первый же месяц работы сайта было опубликовано 200 статей, а в течение года – 18000. Компания все еще может стать коммерчески успешной, но все ее доходы в основном идут на поддержание сайта и обслуживание инфраструктуры. Сотрудниками же преимущественно являются волонтеры.

Напишите Ваш комментарий к статье

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *